Поощрять или наказывать? Эффективны ли наказания? Невозможно ли испортить ребёнка поощрениями? Эти и другие вопросы нередко возникают у родителей. Рассмотрим виды поощрений и наказаний и пользу тех и других.

Задача родителей контролировать поведение ребёнка и такие методы воспитания как поощрение и наказание помогают донести ребёнку обратную связь о его поступках. Несомненно, родителям приятнее использовать, а детям получать поощрения. Оптимальным считается соотношение поощрений и наказаний – 5:1. Кроме того, когда ребёнка часто хвалят, то у него уменьшаются проявления плохого поведения. Потому как причинами плохого поведения могут являться - нехватка родительского внимания, неуверенность в себе, обида на родителя.

Выделяют следующие виды поощрений:
- похвала;
- одобрение;
- ободрение;
- выражение благодарности.

Похвала должна быть маркированной, т.е. хвалить нужно за что-то конкретное. Не рекомендуется хвалить просто словом «Молодец». При применении похвалы не следует напоминать о ранее совершённых проступках, например, «Сегодня ты аккуратно застелил постель, почему ты не можешь делать это каждый день».

Польза похвалы заключается в повышении самооценки у ребёнка, он учится положительно относиться к себе и к окружающим. Если хвалить ребёнка за старание, у него появляется стимул довести дело до конца, даже если трудно и что-то не получается. Также похвала помогает сформировать положительный навык, например, чистить зубы. Ведь всем детям хочется, чтобы их хвалили, поэтому они стараются сделать так, чтобы добиться похвалы. Действует и обратный механизм, если не замечать положительные поступки ребёнка, скоро они исчезнут.

Но не нужно забывать и про наказания. Если обходиться вовсе без них, ребёнок не будет чувствовать границ, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Отсутствие наказаний приводит к вседозволенности, что в свою очередь может привести к проблемам в будущем. Наказание должно соответствовать проступку. Например, потерял дорогой телефон – пользуешься дешёвым телефоном. Таким образом, наказание готовит ребёнка к взрослой жизни, учит ответственности за свои поступки. Ведь когда ребёнок вырастет, ему никто не подарит просто так дорогой телефон, нужно учиться беречь вещи, которые достаются с трудом. Также можно наказывать лишением поблажки, такой как: просмотр мультфильма, прогулка, поездка в интересное место, сладости. Но в таком случае необходимо напоминать заранее о назначенной мере наказания, чтобы у ребёнка был выбор – вести себя приемлемо, или совершить проступок и понести наказание.

Существуют некоторые правила применения наказаний.
1. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен.
2. Наказание не должно унижать ребёнка, причинять вред физическому или психическому здоровью.
3. Наказание не должно нести угрозу базовым потребностям (в пище, безопасности).
4. Нельзя использовать шантаж, ложь, пользоваться зависимым поведением ребёнка.

Столкнувшись с плохим поведением ребёнка, следует всегда искать причину. Если ребёнок дерзит, использует в своей речи неприемлемые слова, возможно он наблюдал такое поведение в своей семье. В таком случае нет смысла обвинять ребёнка. Родители сами должны быть примером достойного поведения. Когда ребёнок плохо вымыл посуду, убрался в комнате, возможно, у ребёнка не сформированы данные навыки.

Также рекомендуется использовать альтернативы наказанию. Сюда относятся объяснения, убеждения, обсуждение последствий. Родителям стоит сообщать о своих чувствах, когда ребёнок совершил проступок, чтобы он понимал, что неправ. Родитель может испытывать обиду, сожаление, досаду. Если отношения с ребёнком близкие, вряд ли он будет рад расстроить родителя. Ещё одним способом разрешить проблемную ситуацию является совместное обсуждение конфликта. Эффективным будет спросить у самого ребёнка, как он предлагает справиться с возникшей ситуацией.

От того, каким вы хотите видеть ребёнка в будущем - уверенным, успешным и ответственным за свои поступки или зажатым, озлобленным и безнравственным зависит выбор методов воспитания. Шалавы Питера по станции метро: Проститутки Девяткино Интим досуг
9a17083740af4e6ab99f0bd48fa2bf22